10 правил хорошего и плохого изучения.

Barbara Oakley, цитаты из «A Mind for Numbers: How to Excel in Math and Science (Even if You Flunked Algebra)», Penguin, 2014

Перевод статьи «10 Rules of Good and Bad Studying».

10 правил хорошего изучения.

  1. Вспоминайте. После прочтения страницы, отвернитесь и вспомните основные идеи. Выделите совсем чуть-чуть, и никогда не выделяйте ничего, что вам не удалось вспомнить. Попробуйте вспомнить основные идеи, находясь не там, где учили материал. Способность вспомнить — извлечь идею из себя — это основной показателей хорошего обучения.
  2. Проверяйте себя. Во всем. Всегда. Карточки — ваши друзья.
  3. Дробите проблемы на фрагменты. Декомпозиция — это вникание в задачу и практика её решения, походу которой вас осенит. После того как вы решите проблему  отрепетируйте. Убедитесь, что вы можете решить каждый шаг задачи без затруднений. Представьте, что задача — это мелодия, и научитесь проигрывать её внутри снова и снова, так чтобы информация складывалась в кусочки, которые вы можете подтянуть, когда захотите.
  4. Повторяйте на протяжении существенного периода времени. Разложите ваше обучение по любому предмету понемногу на каждый день, так же, как спортсмены. Ваш мозг, как мышцы, может сделать только ограниченное количество сходных упражнений за единицу времени.
  5. Используйте различные методы решения задач в ходе своей практики. Никогда не задерживайтесь слишком долго на одном типе задач или способов решений — спустя некоторое время, вы просто имитируете то, что сделали при решении предыдущей задачи. Чередуйте разные типы задач. Это учит вас одновременно и тому как и тому когда использовать техники. (Книги и учебники обычно построены наоборот, так что вы должны будете сделать это самостоятельно.) После каждого задания и испытания, пройдитесь по своим ошибкам, убедитесь, что вы понимаете, почему допустили их, а затем сделайте работу над ошибками. Чтобы учиться наиболее эффективно, напишите от руки (не печатайте) задачу на одной стороне карточки, а решение на другой. (Письмо строит более сильные структуры в памяти, чем набор на клавиатуре.) Сфотографируйте карточку, если хотите загрузить ее в учебное приложение на смартфоне. Проверяйте себя на случайно выбранных задачах. Например, откройте учебник в произвольном месте, возьмите оттуда любую задачу и проверьте, можете ли её решить.
  6. Делайте перерывы. Это нормально, если вы вдруг не смогли решить задачу или понять концепцию в математике или науке, впервые столкнувшись с ними. Именно поэтому учить каждый день по чуть-чуть намного лучше, чем пытаться выучить всё за раз. Когда вы застряли, сделайте перерыв, чтобы другая часть вашего разума могла взять проблему на себя и поработать в фоновом режиме.
  7. Пользуйтесь пояснительными вопросами и простыми аналогиями. Всякий раз, когда вы «боретесь» с материалом, подумайте, как бы вы могли объяснить его, чтобы вас понял десятилетний ребенок? Использование аналогии действительно помогает, например, можно сказать, что поток электричества  это вроде потока воды. Не просто обдумайте ваше объяснение — произнесите его вслух или изложите в письменной форме. Дополнительные усилия на речь и запись позволят более глубоко закодировать (то есть сконвертировать в нейронные структуры памяти), то, что вы изучаете.
  8. Сфокусируйтесь. Выключите все прерывающие гудки и сигналы на телефоне и компьютере, а затем запустите таймер на двадцать пять минут. Сконцентрируйтесь на это время и попробуйте работать так усердно, как можете. Когда таймер сработает, дайте себе небольшую веселую награду. Несколько таких сеансов в день могут серьезно продвинуть ваше изучение вперед. Назначьте себе время и место, где учеба, а не сидение в компьютере или телефоне, — это то, что вы действительно делаете.
  9. Ешьте лягушек в первую очередь. Самое сложное делайте раньше в течении дня, когда вы еще свежи.
  10. Создайте ментальный контраст. Представьте, откуда вы пришли и противопоставьте это с мечтой о том, куда ваша учеба приведет вас. Нарисуйте картинку или запишите словами и разместите в вашем рабочем пространстве, чтобы напоминать себе о своей мечте. Посмотрите на это, если мотивация снизится. Эта работа окупится и для вас и для тех, кого вы любите!

10 правил плохого изучения.

  1. Пассивное перечитывание. Пассивное сидение и бег глазами по странице. До тех пор пока вы не можете подтвердить, что вы усвоили материал, сформулировав основные идеи не глядя на страницу, перечитывание является пустой тратой времени.
  2. Избыточное выделение. Выделение (маркером) важного в своем тексте может обмануть вас, заставляя думать, что вы кладете нечто в ваш мозг, когда все, что вы действительно делаете - перемещяете руку. Отметить кое-что тут и там - это хорошо, иногда это может быть полезно. Но если вы используете маркер в качестве инструмента памяти, убедитесь, что то, что вы отмечаете также попадает в ваш мозг.
  3. Взглянув на решение задачи думать, что знаете, как её решить. Это одна из худших ошибок, которые студенты допускают во время учебы. Вы должны быть в состоянии решить проблему шаг за шагом, не глядя на решения.
  4. Откладывание изучения до последнего момента. Вы бы смогли втиснуть все тренировки в последнюю минуту, если бы занимались легкой атлетикой? Ваш мозг, как мышцы - он может сделать только несколько одинаковых упражнений за короткое время.
  5. Повторное решение задач того же типа, что вы уже знаете, как решить. Если вы решаете однотипные задачи во время вашей практики, вы, на самом, деле не готовитесь к экзамену и не учитесь - это как готовиться к игре в баскетбол, практикуя только ведение мяча.
  6. Позволять превращаться совместным занятиям с друзьями (или коллегами) в забавные беседы. Проверка решений задач с друзьями, проверка знаний опрашиваением друг друга, может сделать процесс обучения более приятным, разоблачить недостатки в вашем мышлении и углубить ваше обучение. Но если ваши совместные занятия превращаются в забаву, прежде чем работа будет сделана, вы лишь тратите свое время и должны найти другую группу.
  7. Пренебрежение чтением учебника до начала работы над задачами. Нырнули бы вы в бассейн, прежде чем узнали, как плавать? Учебник – это ваш инструктор по плаванию, он направляет вас к ответам. Вы будете барахтаться и тратить своё время, если не удосужились прочитать учебник. Прежде чем начать читать, однако, пробегитесь по заголовкам, чтобы получить общее представление о материале.
  8. Действовать в одиночку, не разрешая непонимание с учителем/инструктором/наставником/коллегами. Профессора созданы, чтобы помогать студентами, это их работа и они беспокоятся о тех, кто не приходит. Не будьте одним из таких студентов/работников.
  9. Думать, что вы можете что-то узнать глубоко, когда постоянно отвлекаетесь. Каждое отвлечение на сообщение или беседу означает, что у вас остается меньше энергии мозга, которую можно было посвятить обучению. Каждое отвлечение внимания отрывает крошечные нервные «корни», которые могли бы расти.
  10. Недостаток сна. Ваш мозг собирает в одно целое методы решения задач, когда вы спите, и даже практикует и повторяет то, что вы в него положили перед сном. Длительная усталость приводит к накоплению токсинов в мозге, что разрывает нервные связи, нужные для быстрого и хорошего разума. Если вы не выспитесь хорошенько перед экзаменом (или работой), ничего из того, что вы делали ранее не будет иметь значения...

Комментарии

Андрей, толковая статейка! Особенно, №7, 8 и 9 в первой части!
Видно, что автор знает "толк в извращениях"!

Пока читал, заметил описки:
- "Используйте различные методы решения задаче в ходе своей практики."
- "Отладывание изучения до последнего момента."
- "Вы бы втиснуть все тренировки в последнюю минуту, если бы занимались легкой атлетикой?"

Я писал похожую статью не так давно: http://petu.ru/pyat-sposobov-reshit-problemu . Кое-что повторяется, но быть может будет интересно...

Аватар пользователя Андрей Максимов

Опечатки исправил.

Эта статья - квинтэсенция курса "Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects" на Coursera. В самом курсе изучаются особенности работы мозга и как ими пользоваться. В результате и появились эти рекомендации. После прослушивания все выглядит логично.

В твоей статье все верно, хорошо ложится на описанное в курсе. Одобряю)

Всё, я подсел на Курсиеру... Первую неделю "Learning How to Learn" прошёл на одном дыхании. Не знал о таком ресурсе. Спасибо за ссылочку!

Андрей, спасибо большое за перевод! Сам хотел перевести и поделиться, но решил сначала проверить, не сделал ли кто-то это уже) И да =) Рад знакомству!

Аватар пользователя Андрей Максимов

Александр, очень приятно.

Если у вас есть какие-нибудь дополнения или предложения по корректуре - с радостью приму.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.